Детский дорожно-транспортный травматизм и его профилактика

Детский дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является проблемой всего нашего общества. Он в десятки раз превышает травматизм в других странах. В связи с этим возникает срочная необходимость в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и транспорте, что может уменьшить тяжелые последствия от попадания их в дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Прежде чем начинать профилактическую работу, необходимо знать наиболее распространенные причины ДТТ у детей. Это — незнание правил дорожного движения; игра на проезжей части, хождение по проезжей части (даже если рядом тротуар); подражание тем, кто нарушает правила дорожного движения; отсутствие присмотра взрослых; катание на крышах поездов, во время движения; нарушение правил управления велосипедом, мопедом, мотоциклом; недисциплинированность и др.

На поведение детей на дорогах влияют следующие факторы, такие как возрастные и физиологические особенности детского организма. К ним относятся: незрелость высшей нервной деятельности; нестойкость условных рефлексов; нарушение кодирования информации; несовершенная сенсорная система, в том числе органов зрения, слуха; переоценка своих возможностей. И самое главное — у детей отсутствует предвидение скрытой опасности, неумение прогнозировать дорожную ситуацию, игнорирование риска.

Учитывая все вышеуказанное, необходимо проводить среди детей и молодежи профилактическую работу по предотвращению дорожно-транспортного травматизма. При этом начинать обучение детей правильному поведению на дорогах и транспорте необходимо с раннего детства.

Следует формировать у детей не только знания, а и привычки и стереотипы безопасного поведения и внимательного восприятия окружения.

Принципы проведения профилактической работы следующие:

  • 1. Педагогичные принципы: разъяснение детям важности правил дорожной безопасности; непрерывное обучение правильному поведению на дороге, в транспорте; ознакомление с причинами ДТП; фиксация внимания на последствиях ДТП.
  • 2. Разъяснительная работа с родителями.
  • 3. Воспитательная работа среди водителей (заостряя внимание на здоровом образе жизни).
  • 4. Взаимодействие учебно-воспитательных заведений с государственными структурами безопасности дорожного движения.
  • 5. Обучение населения навыкам первой медицинской помощи.

Таким образом, только общими усилиями можно защитить детей от нечастных случаев, добиться уменьшения аварийности на улицах и дорогах.

Жуган И., главный специалист отдела мобилизационной, режимно-секретной работы и гражданской защиты

Гордиенко И., мастер п/о Лисичанских городских курсов