О состоянии дел на потребительском рынке города

В сфере потребительского рынка товаров и услуг города Лисичанска осуществляют деятельность 4029 хозяйственных субъектов, в т.ч. 52 - юридические лица, 3977 - физические лица. Всего в отраслях потребительского рынка города занято порядка 5000 человек. Объем налоговых поступлений в городской бюджет от предприятий потребительского рынка и услуг за 5 месяцев текущего года составил более 2700 тыс. грн. Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника по всем отраслям экономики составила 1851,75 грн, - об этом во время очередного заседания исполкома Лисичанского городского совета сообщил заместитель городского головы Иван Становихин.
Потребительский рынок города представлен 947 объектами, из них 615 предприятий торговли, в т.ч. 433 стационарных магазина, 182 объекта мелкорозничной торговли, 113 заведений ресторанного хозяйства, 9 рынков, 210 предприятий сферы бытовых услуг. В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, которую можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения, стабильно занимает более половины. В целом тенденция роста оборота розничной торговли, обусловленная покупательной способностью населения наблюдается в течение последних 5 лет.
По словам Ивана Викторовича, политика руководства города направлена на создание благоприятной среды для функционирования малого и среднего бизнеса, что приносит результаты. Так, за счет средств частного капитала в 2008 году в городе было открыто 23 предприятия торговли, 8 заведений ресторанного хозяйства, что позволило создать более 112 новых рабочих мест. В первом полугодии текущего года в городе построено и введено в эксплуатацию 10 магазинов, 2 заведения питания. В розничной торговле продолжается дальнейшее развитие комплексных торговых центров, в которых отдельные предприятия функционируют как взаимосвязанные элементы. Продолжается процесс формирования торговой сети ведущих торговых сетевых компаний. Это, прежде всего крупные розничные сетевые магазины «Comfy», «Фокстрот», «Простор», «Абсолют» и «Марс». Кроме того, растет сеть социальных магазинов класса «экономический универсам» («Все по 3», «От 48 до 55» и т.д.), развивается сеть магазинов, размещенных на 1 этажах жилых домов, это так называемые магазины «шаговой доступности». В настоящее время таких магазинов в городе насчитывается 145.
Торговля является самодостаточной отраслью с доминирующей долей частного капитала. Количество объектов, которые являются собственностью физических лиц-предпринимателей, почти в 7 раз превышает количество объектов, которые принадлежат предприятиям - юридическим лицам и составляет 815 ед. Приход крупных инвестиций в торговлю заметно отразился на конкуренции, активизировал действия местных предприятий. Субъектами предпринимательской деятельности проводится работа по реконструкции и благоустройству уже существующих торговых предприятий, а также по оформлению фасадной части торговых объектов, оборудованию световой рекламы и парковки для автомобилей, благоустройству прилегающей к объектам территории, пандусов для людей с ограниченными физическими возможностями, - подчеркивает Иван Становихин.
Однако, несмотря на положительную динамику, потребительскому рынку города, присущи как позитивные, так и негативные тенденции. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис оказал негативное влияние и на экономическую ситуацию в городе. Общий индекс потребительских цен, сложившийся в области за 2008 год составил 125,1%, в том числе на продовольственные товары 120,2% и непродовольственные товары 127,7%. Вместе с тем, ситуация в предприятиях сферы потребительского рынка не претерпела значительных изменений. Результаты проводимых мониторингов показывают, что ассортимент и уровень товаронасыщенности социально-значимых продуктов питания не изменился. Однако отмечаются тенденции к снижению объемов продаж и уменьшению средней стоимости покупки при реализации продовольственной группы товаров. В отчетном периоде специалистами управления торговли осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке города, ежемесячно проводился мониторинг потребительских цен. Во исполнение поручений Кабинета Министров Украины, распоряжений облгосадминистрации в период наиболее интенсивного роста цен, мониторинг осуществлялся ежедневно.
Кроме того, отслеживался уровень применяемых торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары, реализуемые на рынках и в торговой сети города, на которые введено государственное регулирование цен.
Особое внимание присутствующих, Иван Викторович обратил на состояние дел со стихийной торговлей и несоответствие половины рынков города ветеринарно-санитарным нормам. Администрации большинства рынков не уделяют должного внимания по созданию надлежащих условий для купли-продажи товаров. Проверки, которые систематически проводились на рынках города, красноречиво свидетельствуют об этом. На рынках остается высоким процент нарушений, как администрациями, так и предпринимателями санитарных норм, требований ветеринарного и налогового законодательства, правил торгового обслуживания, правил пожарной безопасности. Практически все рынки не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям, а именно отсутствуют, либо не должным образом оборудованы холодильные камеры, прилавки для хранения и реализации скоропортящихся продуктов, ведется торговля с земли, территории рынков частично не ограждены, асфальтовое покрытие требует замены. Все рынки эксплуатируются с нарушением правил пожарной безопасности. Кроме того, нет эффективной работы со стороны контролирующих органов: ГО ГУМВД, СЭС, ГНИ, МЧС.
Во время обсуждения данного вопроса, Иван Викторович призвал руководителей данных служб «повернуться лицом» к местной власти и объединить усилия для борьбы со сложившейся ситуацией во благо города и его жителей: «Проблемы проще предупредить, чем ликвидировать…». И высказал свое пожелание в усилении влияния органов местного самоуправления для выполнения практических задач при развитии и стабилизации потребительского рынка, а также в сфере услуг города. Кроме того, по его мнению, необходимо создать рабочую группу, в которую будут входить как представители служб и отделов исполнительного комитета горсовета, так и представители всех контрольно-ревизионных органов. И только когда объединятся усилия всех служб, возможно, будет наведен порядок в городе.
Во время обсуждения данного вопроса, со стороны контролирующих органов и администрации рынков конкретных предложений для решения проблемы не последовало. А членами исполкома, предложения Становихина И.В. были приняты к сведению, и соответствующее решение было утверждено:
- Управлению экономики Лисичанского городского совета продолжить работу по обеспечению стабильности потребительского рынка товаров и услуг города, а также осуществлять анализ сложившейся ситуации на потребительском рынке города и мониторинг цен на основные товары и ежеквартально предоставлять исполкому соответствующую информацию. Кроме того, разработать программу развития потребительского рынка города Лисичанска до 2015 года и в срок до 01.01.2010 года представить на рассмотрение сессии городского совета;
- Управлению архитектуры и градостроительства Лисичанского городского совета разработать план развития и размещения мелкорозничной торговой сети в районах с низкой компактностью торговой сети и в тех районах, где стационарные объекты торговли отсутствуют;
- Рекомендовать государственной налоговой инспекции в г. Лисичанске, Лисичанской городской санитарно-эпидемиологической станции, управлению ветеринарной медицины в г. Лисичанске, Лисичанскому городскому управлению МЧС Украины в Луганской области, отделу по защите прав потребителей городского совета обеспечить системный характер контрольно-надзорный мероприятий за предприятиями сферы потребительского рынка товаров и услуг;
- Рекомендовать хозяйствующим субъектам, обеспечивающим организацию рыночной торговли в городе неукоснительно выполнять требования действующих законодательных актов Украины, регламентирующих деятельность рынков. А также разработать в срок до 01.09.2009 года план мероприятий, направленных на улучшение организации рыночной торговли и ежеквартально информировать исполнительный комитет о ходе его выполнения. Кроме того, обеспечить своевременное и в полном объеме взимание рыночного сбора;
- Поручить финансовому управлению городского совета координировать работу соответствующих служб по организации контроля за полнотой взимания рыночного сбора и перечислением его в местный бюджет;
- Рекомендовать Лисичанскому ГО УМВД усилить меры по недопущению и ликвидации несанкционированной торговли на территории города;
- Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя городского головы Становихина И.В.