Нарушение активности и внимания у детей

В последнее время все больше внимание родителей и педагогов привлекают дети страдающие расстройством в виде дефицита внимания и активности. Для таких детей характерны повышенная отвлекаемость, невозможность удерживать внимание, забывчивость, несобранность при выполнении школьных заданий, импульсивность, выраженность которых мешает детям усваивать школьную программу создает проблему в повседневной жизни.

Подробное описание этих нарушений можно найти в Интернете в многочисленных публикациях в периодике, научно-популярной литературе. К сожалению многие авторы описывают эти нарушения как проходящие и что достаточно в воспитательных мероприятий и занятий с психологом чтобы избавиться от этих нарушений и что с такими нарушениями необязательно обращаться к врачу. В связи с этим, хочу более подробно остановиться на проблемах, которые часто ускользают от внимания родителей.

Действительно у 70-80% детей с возрастом эти нарушения уменьшаются или проходят, но примерно у 20% детей отмечаются тяжелые формы нарушений внимания и активности, которые с возрастом сохраняются или даже усиливаются. Надо иметь в виду, что гиперактивность и невнимательность могут быть проявление таких расстройств как депрессия, посттравматическое расстройство, др. тревожные расстройства, невнимательными могут выглядеть и дети с психотическими расстройствами погруженные в болезненные переживания. К невнимательности гиперактивности могут приводить болевые синдромы, хронические соматические и инфекционные заболевания, которые может только выявить врач. Невнимательность и гиперактивность может наблюдаться у детей с задержкой психического развития, расстройствами относящимися к аутизму. Дети, отстающие в речевом развитии, часто недопонимают обращенную речь, не обладают внутренней речью, тоже могут напоминать детей с нарушениями активности и внимания. У части детей рассеянность и гиперактивность можно объяснить сочетанием этих нарушений. Не выявленные и не пролеченные дети с нарушением активности и внимания в старшем возрасте испытывают проблемы при дальнейшем обучении, карьерном росте, в семейной жизни. Подростки с такими нарушениями часто злоупотребляют алкоголем, совершают правонарушения. Некоторые из родителей таких детей с устаревшими взглядами опасаются обращаться к психиатру, принося в жертву будущее своих детей.

Еще раз хочу подчеркнуть, что лечение детей с нарушением активности внимания является сложной терапевтической задачей и требует своевременного обращения к врачу, проведения комплекса педагогических, психологических и медикаментозных мероприятий.

Ранее выявление и обращение к врачу детей с нарушением активности и внимания является залогом эффективного лечения.

Детский психиатр врач высшей категории Г.П Прокопенко