Информация по итогам работы управления труда и социальной защиты населения в 2009 году и перспективы работы на 2010 год

Белан Е.А. Управление труда и социальной защиты населения является одним из наиболее крупных структурных подразделений Лисичанского городского совета. УТСЗН в пределах своих полномочий обеспечивает в городе реализацию государственной политики в сфере труда, социальной защиты и социального обеспечения социально незащищенных слоев населения — пенсионеров, инвалидов, одиноких нетрудоспособных граждан, семей с детьми, малообеспеченных семей, а также исполнение городских программ и делегированных полномочий в сфере социальной защиты населения.

Для выполнения возложенных задач в управлении создано 10 отделов, штатной численностью — 95 человек. В управлении Госказначейства в г. Лисичанске открыто 49 счетов целевого назначения на имя УТСЗН.

На сегодняшний день в управлении труда и социальной защиты населения состоит на учете более 10тыс. получателей различных видов государственной социальной помощи, порядка 39тыс. граждан, которые имеют право на различные виды льгот, 9,1тыс. получателей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. За предыдущий год указанные категории населения получили через УТСЗН государственную поддержку в сумме 57 974тыс.грн.

Несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, политических противостояний в государстве, городской совет изыскал возможность установить за счет собственных средств дополнительные социальные гарантии некоторым категориям населения в сфере социальной защиты. Всего, на эти цели из средств местного бюджета в 2009 были выделены 606 тыс. грн. Все выплаты назначены и выплачены в установленные законодательством сроки.

Самой многочисленной категорией, которую обслуживает управление труда и социальной защиты населения являются граждане, которые имеют право на льготы в соответствии с действующим законодательством. Это на сегодняшний день порядка 39 тыс. человек.

Ежемесячно за счёт средств Государственного бюджета управление труда и социальной защиты населения Лисичанского городского совета возмещает 32 предприятиям и организациям затраты за предоставленные услуги льготной категории граждан на жилищно-коммунальные услуги и прочие льготы согласно заключенных договоров.

За 2009 год на жилищно-коммунальные и прочие услуги предоставлено льгот на общую сумму 11032,9тыс.грн., профинансировано на общую сумму 10816,9 тыс.грн.

Ежегодно ко Дню Победы ветеранам войны выплачивается одноразовая денежная помощь, в соответствии с Законами Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты», «О жертвах нацистских преследований».

В 2009 году помощь ко Дню Победы выплачена 6322 ветеранам войны на сумму 888,4 тыс. грн. Помощь выплачена в полном объёме.

В сентябре 2009 года в работе УТСЗН добавилось новое направление. Постановлением КМУ от 12.08.2009г. № 887 был утверждён «Порядок предоставления компенсации лицам, которые имеют право на безвозмездное получение угля на бытовые нужды, но проживают в домах с центральным отоплением».

Этот Порядок определяет механизм предоставления компенсации на оплату электроэнергии, природного газа и центрального отопления жилья лицам, в соответствии со статьей 43 Горного Закона Украины.

За период сентябрь — декабрь 2009 года за получением вышеуказанной компенсации обратились 282 бывших работника угольных предприятий и действующими угольными предприятиями города были поданы списки на 155 человек.

С 01.01.2010 года вступили в силу изменения в Закон Украины «Об охране детства», согласно которым, многодетным семьям (трое и более детей до 18 лет) предоставляется 50 % скидка по оплате за жилищно-коммунальные услуги, приобретение топлива, в том числе жидкого, в пределах норм, определенных законодательством, в случае если соответствующие дома не имеют центрального отопления, внеочередная установка квартирных телефонов. Абонентная плата за пользование квартирным телефоном устанавливается в размере 50 процентов от утвержденных тарифов. Ожидается, что в 2010 году этими льготами будут пользоваться более 250 многодетных семей города.

Расходы государства на общественные потребности, размер и целевое назначение этих расходов определяются Законом Украины о Государственном бюджете Украины. До настоящего времени Закон на 2010год не принят. Соответственно механизмы предоставления льгот и расчетов по этим категориям четко не определены.

Социальные гарантии ежегодно устанавливаются в размерах, зависящих от финансовых возможностей государства, а не в размерах, определенных статусными законами. Речь идет о таких социальных гарантиях как: государственная помощь семьям с детьми, единоразовая, денежная помощь ветеранам войны ко Дню Победы, компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС. Такое законодательное неурегулирование приводит к многочисленным обращениям граждан в судебные инстанции. В подавляющем большинстве случаев решения принимаются в пользу граждан, при этом судами не учитывается, что издержки, связанные с удовлетворением решений судов в пользу граждан не учтены в Государственном бюджете Украины. В качестве примера: на сегодняшний день Лисичанским городским судом рассмотрено порядка 1200 дел, из них: 210 — по взысканию компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, 530 — по взысканию помощи к 9 Мая, 460 — по взысканию пособия по уходу за ребенком до достижения ним трехлетнего возраста. Для удовлетворения всех решений судов из Государственного бюджета должны быть выделены дополнительно порядка 4,5 млн. грн. только для жителей нашего города. Поэтому задача первостепенной важности — это приведение в полное соответствие всех требований действующего законодательства, связанных с предоставлением населению различных видов компенсаций и помощи. А это, к сожалению, лежит за пределами полномочий городского совета и управления труда и социальной защиты населения.

Вопросы социальной защиты ветеранов войны, инвалидов и граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС являются первоочередными и для управления и для города.

Учитывая, что сегодня самым молодым ветеранам войны до 80 лет, оздоровление и поддержка здоровья этой категории граждан является одной из самых важных задач.

В 2009 году 23 ветеранам войны и 22 инвалидам общего заболевания предоставлены санаторно-курортные путевки Главным управлением труда и социальной защиты населения Луганской облгосадминистрации.

За счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам управлением труда и социальной защиты населения для ветеранов войны дополнительно приобретено 29 санаторно-курортных путевок на сумму 99,7 тыс.грн. в местные санатории: «Озерный» г.Кременная и «Жемчужина» г.Новопсков.

30 инвалидам Великой Отечественной войны и 62 инвалидам общего заболевания, у которых не было возможности оздоровиться, выплачена денежная компенсацию за неиспользованную санаторно-курортную путевку на общую сумму 18,4 тыс. грн.

122 инвалида получили компенсацию на бензин, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта и на транспортное обслуживание на сумму 20,6 тыс. грн.

43 лицам за счет средств областного бюджета выплачена компенсация на погребение за умерших участников боевых действий и инвалидов Великой Отечественной войны из числа участников боевых действий на сумму 38,6 тыс. грн.

61 инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата обеспечен инвалидными колясками;

173 — малыми средствами передвижения (тросточками, костылями, ходунками).

С целью улучшения бытовых условий, учитывая индивидуальные особенности, 16 инвалидов и 15 граждан преклонного возраста были помещены в дома интернаты области на постоянное место жительства.

На постоянном контроле находится вопрос компенсационных выплат лицам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС в соответствии с действующим законодательством. За 2009 год общая сумма выплаченных компенсаций лицам данной категории составила 1525,5 тыс.грн.

В 2009 году в управлении труда и социальной защиты населения состояло на учете для получения санаторно-курортных путевок 175 граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС и 44 ребенка. Оздоровились в течение года: 31 участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, 22 ребенка и 2 ребенка-инвалида с родителями. Процент охвата составил 18% по взрослым и 55% по детям.

В апреле 2009 благодаря содействию Мирового банка в рамках проекта «Усовершенствование системы социальной помощи», при поддержке исполнительного комитета Лисичанского городского совета в нашем управлении внедрена единая технология приема граждан, что позволило упростить процедуру получения социальной помощи и повысить её адресность. Сегодня все виды помощи и субсидии назначаются по одному заявлению на основании одного пакета документов. А потенциальный получатель может обратиться каждый рабочий день в удобное для него время, ведь прием осуществляется без перерыва на обед. Для уменьшения затрат времени на оформление помощи введена предварительная запись. Телефоны отдела социальной помощи работают в режиме «горячей линии».

В 2009 году 9099 семей воспользовались субсидией для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 6992,3 тыс. грн., 92 семьи — субсидией на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на общую сумму 40,6 тыс. грн. За 2009 государственная социальная помощь была назначена и выплачена 10015 получателям на общую сумму 38557,7 тыс. грн.

Суммы колоссальные и мы несем ответственность за целевое использование каждой копейки, за адресный подход к назначению социальных гарантий. Государственные социальные инспекторы, которые уполномочены контролировать и проверять достоверность информации о нуждаемости получателей, становятся гарантами объективности, оперативности и адресности предоставления государственной социальной помощи.

Отдел социальных инспекторов управления состоит из 4 специалистов. На их плечах лежит нелегкая задача. Проверить обоснованность назначения государственной помощи почти 20тысяч получателей городов Лисичанск, Новодружеск, Приволье. В 2009 социальными инспекторами составлены акты обследования материально-бытовых условий проживания 3635 семей, что на 80% больше чем в 2008; проведено 828 проверок целевого использования помощи при рождении ребенка, в т.ч. совместно со службой по делам детей и отделом по делам семьи и молодежи 43.

Обеспечение реализации государственной политики в сфере социально—трудовых отношений, оплаты труда, выполнение делегированных полномочий по реализации государственной политики в сфере охраны труда, а также социальной защиты работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда возложено на отдел труда.

Контроль за соблюдением трудового законодательства, по вопросам охраны, предоставлением работникам в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу во вредных условиях, в пределах своих полномочий, осуществляется путем проведения проверок предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц, использующих наемный труд, на основании графиков, утвержденных заместителем городского головы, а также поручений облгосадминистрации, по заданию прокуратуры, исполнительного комитета, и в связи с обращениями граждан.

В 2009 году специалистами отдела труда проведено 56 проверок соблюдения законодательства о труде на 47 предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе 4 — у физических лиц, которые используют наемный труд. Из общего количества проверок, 30 — проведено на 27 предприятиях-должниках по заработной плате. На проверенных предприятиях было выявлено 272 нарушения трудового законодательства. По результатам проведенных проверок, для принятия мер реагирования в соответствии с нормами действующего законодательства, в органы прокуратуры направлено 47 материалов, что составляет 83,9% от общего количества проведенных проверок. Следует отметить, что в 2009 году увеличилось количество проверок, проведенных по заданию органов прокуратуры (30 — против 22 проверок в 2008 году).Всего на рассмотрение в отдел труда было направлено 37 заданий прокуратуры, среди которых были и требования прокуроров г. Алчевска, Попаснянской транспортной прокуратуры. По материалам, переданным УТСЗН, прокуратурой города Лисичанска приняты меры прокурорского реагирования.

Состояние охраны труда за отчетный период проверено на 116 предприятиях всех форм собственности, в ходе которых установлено 852 нарушения нормативно-правовых актов по охране труда. Выдано 116 предписаний.

Обеспечена организация проведения в г. Лисичанске ДП «Луганский экспертно-технический центр» территориального управления Госгорпромнадзора в Луганской области обучения и проверки знаний по вопросам охраны руководителей, лиц, ответственных за охрану труда, предприятий, частных предпринимателей города, в результате которого 102 человека прошли проверку знаний. Данное обучение в 2009 году проводилось 4 раза.

Состояние аттестации рабочих мест по условиям труда проверено на 45 предприятиях города. Следует отметить, что отнесение работ к категории с вредными и тяжелыми условиями труда возможно только по результатам аттестации рабочих мест в Порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992г. № 442. Поэтому, в случае не проведения или несвоевременного проведения аттестации ущемляются права работников, что приводит к безосновательному лишению их, предусмотренных законодательством Украины, льгот и компенсаций в виде ежегодного дополнительного отпуска, доплат за вредность, сокращенной рабочей недели, бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов, а также права на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях согласно Списков № 1 и № 2. В декабре 2009 года вопрос «О ходе выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 01.08.1992г. № 442 „О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда“ на предприятиях города» рассматривался на очередном заседании городского совета по безопасной жизнедеятельности населения, по результатам которого приняты соответствующие решения. Всего в 2009 году проведено 4 заседания городского совета по безопасной жизнедеятельности населения в соответствии с планом его работы.

С целью обеспечения координации деятельности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, удостоверения аутентичности экземпляров и копий коллективных договоров управлением труда и социальной защиты населения проводится уведомительная регистрация коллективных договоров, изменений и дополнений к ним. За 12 месяцев 2009 года зарегистрировано 45 коллективных договоров и 59 изменений и дополнений к ним.

Одним из определяющих показателей реального состояния экономики является стабильность расчетов по оплате труда с работниками предприятий. Наличие долгов по заработной плате, кроме экономической нестабильности, приводит к социальной напряженности. К сожалению, конституционное право людей на труд обеспечивается не на всех предприятиях города.

Состояние расчетов по выплате заработной платы, погашение задолженности на предприятиях, в учреждениях, организациях находятся на постоянном контроле в областной государственной администрации, исполкоме Лисичанского городского совета.

Управлением труда и социальной защиты населения проводится ежемесячный, еженедельный мониторинг погашения задолженности по заработной плате. Для решения проблемы погашения долгов по заработной плате руководители предприятий-должников неоднократно заслушивались на заседаниях комиссии по вопросам обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и погашения задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам, а также по вопросам реализации мероприятий, направленных на легализацию наемного труда. В 2009 году состоялось 29 заседаний комиссии, в ходе которых заслушано 114 отчетов руководителей, представителей предприятий-должников, в том числе 88 отчетов должников по заработной плате. Однако вопрос своевременной выплаты заработанного и погашения долгов по оплате труда остается острым и вызывает обеспокоенность.

Кроме того, на УТСЗН в пределах полномочий, возложены задачи по вопросам реализации политики занятости населения, в т.ч. выполнение городской, областной Программ занятости населения, профессионального обучения кадров на производстве, создания рабочих мест, альтернативной (невоенной) службы.

Решением 81 сессии 5-го созыва Лисичанского городского совета от 18.12.2009г. № 1272 утверждена Программа занятости населения г. Лисичанска на 2010-2011г. Проект данной программы был разработан соответствующей рабочей группой. Координатором создания этого проекта выступило управление труда и социальной защиты населения.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, работник социальной сферы должен быть не только компетентным профессионалом. Главное, он должен быть душевным человеком, который не оставит без внимания чью-то беду, боль, проявит доброту и сочувствие. И мы понимаем, что работаем в первую очередь для людей и ради людей.

Начальник управления труда и социальной защиты населения Е.А. Белан