О работе управления труда и социальной защиты населения за 2012 год и 1 полугодие 2013 года

Управление труда и социальной защиты населения является одним из наиболее крупных структурных подразделений Лисичанского городского совета и в пределах своих полномочий обеспечивает в городе реализацию государственной политики в сфере труда, социальной защиты и социального обеспечения жителей нашей громады.

В структуру управления входят 10 функциональных отделов. Управление координирует работу Территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) и осуществляет организационное обеспечение работы 10 городских комиссий, осуществляет контроль за выполнением 4 городских комплексных программ:

  • Социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы на 2011-2015;
  • Социальной защиты ветеранов войны, труда, воинской службы, воинов-интернационалистов, пенсионеров и граждан преклонного возраста на 2012-2016;
  • Социальной защиты и реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями на 2013-2015;
  • Городской Программы занятости 2013-2017.

Среди тех, кто сегодня нуждается в социальной защите порядка 40 тыс. пенсионеров, более 4 тыс. инвалидов, 10 тыс. получателей государственной социальной помощи, порядка 11 тыс. получателей жилищных субсидий, а также 37 тыс. лиц льготных категорий.

В управлении Государственного казначейства в г. Лисичанске открыто 45 счетов целевого назначения на имя УТСЗН.

В 2012 году на выполнение 28 государственных, 4 областных, 5 городских программ социальной защиты населения было профинансировано 108 млн. 129 тыс грн., что на 14 млн. 994,8 тыс. грн. (14%) больше по сравнению с 2011 годом. В том числе:

Государственный бюджет — 106 млн. 995,2 тыс. грн.

Областной бюджет — 425,8 тыс. грн. (пособие по уходу за инвалидами психических расстройств I и II группы — 311,3 тыс. грн., погребение инвалидов ВОВ и УБД — 48,7 тыс. грн., компенсация инвалидам на бензин, ремонт и обслуживание автомобилей — 19,7 тыс. грн., льготное медобслуживание пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы — 46,1 тыс. грн.)

Местный бюджет — 708,0 тыс. грн. (компенсация физическим лицам на социальные услуги — 486,5 тыс. грн., льготы почетным гражданам и другим категориям населения на ЖКП — 75,2 тыс. грн., дополнительная льгота на приобретение твердого топлива и сжиженного газа — 23,3 тыс. грн., льгота по абонплате ивалидам по зрению УТОС — 21,4 тыс. грн., материальная помощь — 53,6 тыс. грн., погребение — 48,0 тыс. грн.)

В 2013 на выполнение государственных, областных и городских программ запланировано финансирование в сумме 125 млн. 509,2 тыс. грн. что на 16 млн. 007, 1 тыс. грн. больше (12,8%) по отношению к 2012 году.

Социальная помощь

Управлением в рамках единой технологии предоставляется 19 видов государственной социальной помощи по 11 законодательно-нормативным актам Украины.

На сегодняшний день на учете в УТСЗН состоят более 10 тыс. получателей государственной помощи, которым в 2012 из средств Госбюджета было выплачено 72,4 млн. грн., что на 19,6 % больше чем в 2011 году (60 млн. 552 тыс. грн.). За 6 месяцев текущего года данная сумма уже составила порядка 41 млн. грн.

По данным статистики в г.г. Лисичанск, Новодружеск, Приволье проживает 45200 семей. В 2012 за назначением субсидий обратилось 10405 семей, а это — 24,5% от общего количества семей города, которым субсидия была назначена в сумме 14 млн. 458 тыс. грн. За 6 месяцев текущего года сумма назначенной субсидии составила 7 млн. 552 тыс. грн.

Жилищно-коммунальным предприятиям города (а их 15) в 2012, перечислено финансирование из госбюджета в сумме 14 млн. 813 тыс. грн., что на 1,5 млн. грн. больше чем в 2011. За 6 месяцев текущего года финансирование составило 9 млн. 353 тыс. грн.

Такой положительный результат был достигнут благодаря нашим совместным усилиям, слаженной работе коммунальных предприятий и городских служб, взаимопониманию и помощи со стороны городской власти.

Максимальное приближение услуги к ее получателю и главное, устранение лишних бюрократических процедур — вот положительные моменты нашей работы.

Приём документов от населения для назначения всех видов социальной помощи проводится по единой упрощенной технологии ежедневно в единой приемной управления по талонной системе. Каждый день с заявлением о назначении помощи в управление обращается от 20 до 50 заявителей. В 2012 в единую приемную обратилось более 5 тыс. посетителей за консультациями и более 16 тыс. семей непосредственно за назначением помощи.

Хочется отметить положительные моменты в изменениях законодательства, направленных на повышение уровня жизни населения.

Помощь при рождении ребенка с 01.01.2013г выплачивается в размере:

  • на первого ребенка — 29160 грн., (30 прож. мин. х 972,00грн.)
  • на второго ребенка — 58320 грн., (60 прож. мин. х 972,00 грн.)
  • на третьего и каждого следующего ребенка — 116640 грн. (120?972,00)

Максимальный размер помощи по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (с учетом доходов семьи) — 1147 грн., минимальный — 130 грн.

Размер гос.помощи приемным семьям и семьям опекунов с учетом других доходов на детей (алименты, пенсия по потере кормильца) составляет два прожиточных минимума:

  • на каждого ребенка в возрасте до 6 лет — 1944 грн.; ( 2 х 972,00грн.)
  • на детей с 6 до 18 лет — 2420 грн. (2?1210,00грн.)

Количество получателей государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в сравнении с 2012 увеличилось почти в 3 раза, 411 по отношению к 165. Средний размер помощи малообеспеченным семьям в июне 2012 года составил 567,0 грн., в июне текущего года — 673,0 грн.

Значительно возросло количество получателей и размер помощи лицам, осуществляющим уход за инвалидом І—ІІ группы вследствие психического расстройства. Размер самого пособия сегодня равен минимальной заработной плате, 1147,00 грн. На 01.07.2013 эту помощь получают 72 человека, которым за 6 месяцев 2013 начислено и выплачено 486,5 тыс. грн.

Эти изменения очень своевременны, так как существует проблема размещения таких больных в специализированные интернатные учреждения, Десятикратное увеличение этого вида помощи позволяет больным вернуться домой и получить достойный уход.

В основе новой социальной политики лежит адресность, справедливость и интересы каждого человека. Для соблюдения этих принципов важен контроль за достоверностью информации предоставленной заявителями для назначения всех видов социальной помощи, а также за их целевым использованием.

Государственными социальными инспекторами в 2012 году было проведено более 11,5 тыс. проверок достоверности информации и целевого использования социальной помощи, за 6 месяцев 2013 года ?5,5 тыс проверок.

В результате проведенной работы в государственный бюджет было возвращено в 2012 году более 100 тыс. грн., за 6 месяцев текущего года более 42 тыс. грн.

Льготы и компенсации гражданам

Одним из основополагающих направлений в нашей работе — это работа с льготной категорией населения наших городов.

На учёте в УТСЗН находится более 37 тыс. лиц льготной категории, из них:

  • 4,2 тыс. ветеранов войны,
  • 12,6 тыс. детей войны,
  • 12,5 тыс. ветеранов труда,
  • 4,1 тыс. инвалидов общего заболевания,
  • 246 многодетных семей,
  • 694 пострадавших от Чернобыльской аварии,
  • 849 шахтёров пенсионеров,
  • 1,8 тыс. прочих льготных категорий.

С 2005 года контроль над сложным и очень объёмным по содержанию механизмом предоставления льгот, осуществляется с помощью общегосударственной электронной программы «Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы» — ЕДАРП. Данная программа содержит всю необходимую информацию, а также историю предоставленных льгот по каждому получателю.

В 2012 предприятия (а их 24) предоставили гражданам льготы на жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 12,9 млн. грн. За 6 месяцев текущего года — на сумму 9,4 млн. грн.

За 2012 год предприятиям железнодорожного транспорта возмещены затраты по льготной перевозке граждан на сумму 302,8 тыс. грн. За 6 месяцев 2013 года 136,2 тыс. грн.

Лисичанскому троллейбусному управлению за 2012 год возмещены затраты по льготному проезду граждан на автотранспорте в сумме 306,1 тыс. грн., на электротранспорте в сумме 3 млн. 349,0 тыс. грн. За 6 месяцев 2013 года на автотранспорте в сумме 45,3 тыс. грн., на электротранспорте в сумме 975,8 тыс. грн.

Следует заметить что, несмотря на все трудности, правительство увеличивает социальные гарантии некоторых категорий населения.

Учитывая почтенный возраст ветеранов войны, их неоценимые заслуги перед Родиной, правительство ежегодно повышает их социальную поддержку. Помимо увеличения в 2012 году в два раза единоразовой денежной помощи ко Дню Победы, с 1 января 2013 года участникам боевых действий в период Великой Отечественной войны, которым исполнилось 85 лет и более, предоставляются льготы на жилищно-коммунальные услуги и услуги связи как для инвалидов войны 1 группы в размере 100 % в пределах норм потребления (ранее было 75%).

В результате внесенных изменений в закон «Об охране детства», с 01.01.2012 года в состав Многодетной семьи (это трое и более детей) включаются дети, которые обучаются на дневной форме в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, — до окончания учебы в этих заведениях, но не дольше чем по достижению ими 23 лет. Эти изменения позволили семьям продлить свой статус многодетной семьи, а значить и получать льготы и другие виды социальных гарантий на период обучения своих детей. Ранее они могли пользоваться этим правом только по достижению старшим ребёнком 18 лет.

Бывшим работникам ликвидированных угледобывающих предприятий (шахта «Матросская»), проживающих в домах с печным отоплением с 2012 года увеличена норма потребления, на которую предоставляется льгота на твёрдое топливо. Ранее это было 3,1 тонны угля — сейчас 5,9 тонн. На данный момент этой льготой пользуется 34 пенсионера-шахтёра. Выплата каждому составляет 5874,04 грн.

Одноразовая денежная помощь ветеранам войны к 9 мая

Управлением проводится значительная работа по обеспечению стабильной и своевременной выплаты ежегодной денежной помощи ко Дню Победы.

Всего в 2012 году одноразовая помощь ко Дню Победы выплачена 4615 ветеранам войны на общую сумму 1,7 млн. грн.

В 2013 году своевременно и в полном объёме данную помощь получили 4102 ветерана войны на общую сумму 1,9 млн. грн.

Компенсация шахтёрам по Горному Закону Украины

Сегодня на территории нашей громады находятся 5 угледобывающих предприятий и две ликвидированных шахты.

УТСЗН выплачивает компенсацию за оплату электроэнергии, газа и центрального отопления жилья пенсионерам и работникам этих предприятий. Необходимым условием для получения данной компенсации является проживание в доме с центральным отоплением.

Более 800 пенсионеров и работников угольных предприятий получают указанную компенсацию.

Финансирование данной выплаты осуществляется за счёт средств государственного бюджета. За 2012 год компенсация выплачена в сумме 1 млн. грн. За 6 месяцев 2013 года — 605,7 тыс. грн., с учётом погашения задолженности за прошлый год.

Занятость

Одними из приоритетных направлений в сфере социально-трудовых отношений является соблюдение законодательства о труде в части своевременной выплаты заработной платы и содействие занятости населения.

В рамках предоставленных полномочий Управлением осуществляется мониторинг состояния погашения задолженности по заработной плате, проводится работа с руководителями по составлению графиков погашения задолженности. Вопрос выплаты заработной платы рассматривается на заседаниях исполкома городского совета, а также городской комиссии по вопросам обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и погашения задолженности по заработной плате.

В течение 1 полугодия т.г. общая сумма задолженности по заработной плате по городу сократилась на 121,2 тыс. грн. или 1,2 % и на 01.07.2013 года составила 9579,8 тыс. грн. Из них 7438,8 тыс. грн. (или 77,7 %) «задолжали» предприятия-банкроты, 2082,4 тыс. грн. (или 21,7 %) —экономически активные предприятия.

Контроль за сроками выплаты заработной платы осуществляется отделом труда и в ходе проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях. Так, в 1 полугодии т.г. — проверено 21 предприятие всех форм собственности и видов деятельности, из них 8 предприятий, которые не обеспечили своевременную выплату заработной платы и имели долги по ней. По результатам проверок соблюдения норм трудового законодательства в прокуратуру г. Лисичанска направлено 4 материала проверок по предприятиям-должникам по заработной плате для рассмотрения и принятия мер реагирования.

Состояние охраны труда в 1 полугодии 2013 года проверено на 55 предприятиях с правом юридического лица, а также у предпринимателей использующих наемный труд, в ходе которых установлено 245 нарушений нормативно-правовых актов по охране труда. Также обеспечивалась организация проведения в г. Лисичанске государственным предприятием «Луганский экспертно-технический центр» территориального управления Госгорпромнадзора в Луганской области обучения и проверки знаний по вопросам охраны руководителей, лиц, ответственных за охрану труда, предприятий, частных предпринимателей города, в результате которого 34 человека прошли проверку знаний.

Немаловажной задачей является социальная защита работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. В течение 1 полугодия 2013 года проведено 15 проверок состояния аттестации рабочих мест по условиям труда.

Управлением труда и социальной защиты населения проводится уведомительная регистрация коллективных договоров, изменений и дополнений к ним. За 1 полугодие года зарегистрировано 25 коллективных договоров и 25 изменений и дополнений к коллективным договорам.

Безусловно, уровень и качество социальной защиты и обеспеченности напрямую зависит от экономики нашей страны. Но важно понять, что социальная политика — это не груз для бюджетных выплат, а инвестиция в наше будущее, в наших детей и внуков.

Начальник управления Е.А. Ездакова